7.05 1800
6.40 122

Сериал Дело о Мертвых душах онлайн

Актеры:
Александр Абдулов, Иван Агапов, Павел Деревянко, Елена Галибина, Сергей Гармаш, Александр Ильин, Константин Хабенский, Андрей Кочетков, Сергей Колесников, Павел Любимцев
Режисер:
Павел Лунгин
Жанр:
комедия, отечественные, приключения, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2005
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 8 (19.07.2010)
О чем сериал «Дело о Мертвых душах»
Забытая в пыльных архивах веков повесть Николая Васильевича Гоголя стала отправной точкой для этой мрачной истории. Неизвестный город под обозначением "N" скрывает тайны, о которых никто не смеет шептать. Молодой чиновник из Петербурга, имя которого носит печать официальности - Шиллер, прибывает туда по приказу высших сил. Его задача – прояснить странные и запутанные дела, которые омрачают жизнь горожан. Предчувствуя приближающуюся проверку, житель этого города, Чичиков, охваченный тревогой, предпринимает тайные действия. Он рыщет по захолустьям, пытаясь найти "утерянные" души для того, чтобы прикрыть свои мошеннические делишки и избежать ответственности перед законом. Шиллер, с неподдельным энтузиазмом к работе, погружается в пучину тайны. Но чем глубже он проникает в этот город, тем сильнее ощущает присутствие чего-то потустороннего. Неясность его окружает – кажется, что за ним следят, шепчут его имя на ветру и наблюдают из теней. Он тонет в водовороте сомнений: реальны ли эти видения или это плод его воображения? В каждом углу города Шиллер встречает загадки и тайны, которые не уступают по сложности легендам о проклятых местах. На его пути лежат головоломки и ловушки, разгадка которых может стоить ему жизни. Сможет ли Шиллер расколдовать этот город? Устоит ли он перед тьмой или станет жертвой таинственных сил, которые скрываются в его глубинах?
Рецензии
"Дело о мертвых душах" – так кратко назван телесериал, который берет истоки в творчестве Николая Васильевича Гоголя. За один день я просмотрел все восемь серий и могу с уверенностью сказать: сериал захватывает! Хотя в аннотации указано "по мотивам" романа "Мертвые души", зритель, знакомый с творчеством Гоголя, увидит перед собой мозаику из различных фрагментов его произведений. Вот некоторые из них, которые я заметил во время просмотра: **«Мертвые души».** Это стержень сюжета сериала. Действие разворачивается в любимом Гоголем городе N и его жителях. Известно, что роман задумывался как трилогия, но третий том так и не был дописан, а значительная часть второго была уничтожена автором. Поэтому вполне возможно, что сериал задуман как расширение истории, ведь по сюжету главный герой романа Чичиков уже обошел всех помещиков и купил нужное ему количество душ. Его дело, о чем он даже не подозревает, продолжает Шиллер Иван Афанасьевич – чиновник из Петербурга, которого сослали в город N для расследования. **«Ревизор».** Здесь мы видим отсылку к комедии. Сюжет и персонажи напоминают “Ревизора”: городничий, судья, благотворитель – все как в знакомом нам произведении. Даже фамилии «говорящие» остались прежними. Как и в "Ревизоре", звучит выдумка о страхе перед контролером! **«Шинель».** Мотивы этой повести раскрываются через образ служебного мундира. Эта одежда преобразила забитого чиновника Шиллера и дала ему возможность мыслить иначе. Мы встречаем "вию" в облике прокурора, который не мог обрести спокойствия и своим свиным рылом был больше похож на царапину, чем на хрюшу. На нем и летал наш главный герой, что уже является аллюзией на “Ночь перед Рождеством”. Сериал – это не прямолинейная экранизация произведений Гоголя, слово "фантазия" подразумевает режиссерский подход к проблемам, которые были заявлены Гоголем раньше. Главный герой – Шиллер, именно его эволюцию мы наблюдаем в течение восьми серий. Когда мы только знакомимся с ним, он представляется запуганным бюрократом, который тайно читает утопические романы английских писателей Т. Компанеллы и Т. Мора. Можно сделать вывод: это человек думающий, он размышляет о устройстве России и ему не безразлична её судьба. Нечто в российской действительности его не устраивает, но он либо не может изменить ее, либо боится заявить об этом открыто. Хотя и тайно, по-своему, безумно, это удел непризнанной интеллигенции с самыми высокими идеалами. В городе N мы видим, что его запуганность – это лишь благоговейный ужас перед руководством. Он сострадает капитану Копейкину, отказывается от возможности полакомиться "для хорошего расположения перед грядущей ревизией", когда на самом деле уже забыл, когда последний раз ел ананас и затевает с листиков. Гротеск Гоголя присутствует практически во всех сценах, весь город N – это зарисовка с натуры. И что происходит с нашим героем? В поисках пропавшего Чичикова жители города N узнают его в Шиллере, но это уже после того, как тот научился брать взятки, менять шинели и считать всех вокруг своими рабами. Когда русского "хорошего" Ваню убеждают, что у него есть администрация, происходит очередной гоголевский гротеск с заранее провальным и грустным концом. Образ Чичикова, сыгранного Хабенским, принял совершенно дьявольскую интерпретацию, тогда как в романе автор лишь намекает на это, указывая на двойственную природу Чичикова и веру в его духовное возрождение. Просто понять, почему Чичиков – бес? Он покупает мертвые души. И казалось бы живая воротилка Шиллера внезапно делается черствой как камень… Не прошел Ваня испытанием золотом? Нет, он просто элементарно забыл, как и весь город N вместе со своими помещиками, чьи души закостенели и словно погибли. Но на самом деле души не умирают, они вечны. Эта идея звучит очень искренне у двух "сиамских болванов" Бобчинского и Добчинского. Финал сериала остается открытым, так как поднимается много принципиальных вопросов, на которые не даются ответы. Приглашение – подумать самому. Создатели сериала не стали переделывать классику в новый, эффектный триллер, где бесовский Чичиков мог бы быть Дракулой 2000 или чем-то подобным, ведь сюжеты Гоголя позволяют сделать это. Они также не перенесли действие в современное время – костюмы, поведение и стиль стремились максимально восстановить атмосферу первой половины XIX века. Я советую этот сериал всем, кто ценит русскую классическую литературу, кто ее читает, а не просто смотрит, кто читает критическую литературу и размышления о различных произведениях, в данном случае – произведениях Гоголя. Так просмотр станет более увлекательным, но многое вы не поймете без дополнительной информации, поскольку материал для изучения довольно глубокий.
## Гоголь сквозь призму экрана: где классика встречается с фантазией Среди великих писателей, без сомнения, Николай Васильевич Гоголь занимает для меня особое место. Его гениальное слово сравнится лишь с творчеством Довлатова, хотя это, конечно же, субъективное мнение – каждый найдет свою меру в мире литературных шедевров. Но вернемся к экранизациям его произведений. Несмотря на высокое качество киноадаптаций, невозможно отрицать некий магизм первоисточника. Читая Гоголя два века спустя, мы словно погружаемся в самую суть его мастерства – неповторимый слог, тонкие психологические нюансы, гротескная реализация быта и человеческой природы. И даже самый удачный фильм, с блестящей игрой актеров и точной передачей текста оригинала, не сможет заменить непосредственного знакомства с волшебным миром Гоголя. Однако это не умаляет достоинств экранизаций. Сериал "Дело о Мертвых душах", поставленный Павлом Лунгиным в 2005 году, завораживает своей неповторимостью. Режиссер сам определил свою картину как «фантазию», но это определение кажется несколько ограниченным. Некоторые критики называют его "поэмой", что тоже не вполне отражает всю многогранность фильма. Лунгин не стремился следовать канонам и максимально приблизиться к оригиналу, его путь лежал в другом – создание сложной, многоплановой, личной интерпретации Гоголевского мира. И это ему удалось блестяще. Первая серия сериала мне далась с трудом. Картонные декорации, неестественные диалоги и неожиданные сюжетные повороты вызывали лишь недоумение. Порой казалось, что создатели фильма нуждаются в консультации у психиатра! Но интрига нарастала, сюжет разворачивался, и я, к своему удивлению, погрузился в эту необычную историю. К концу сериала я был уже очарован его глубиной и уникальностью. Лунгин не просто переосмыслил персонажей, он представил их по-своему, сохранив при этом их основные черты, заданные Гоголем. Это мастерски сделанная интерпретация, которая не выглядит отсебятиной, а скорее – искренней попыткой увидеть героев глазами режиссера со всеми их недостатками, которые стали нарицательными благодаря таланту великого автора. "Мертвые души" переплетаются с другими гоголевскими произведениями: "Шинель", "Нос", "Вий", "Ревизор", "Невский проспект". Гоголь создал портреты «рожей», а Лунгин – «хари». И если герои у Гоголя вызывают усмешку и брезгливость, то у Лунгина они способствуют появлению отвращения. Это правильно - пороки должны быть отвратительны, а не забавными. Если у классика описание персонажей и их поступков порой гиперболизировано и выражено в гротескной форме, то у Лунгина герои становятся центральными фигурами некоей фантасмагории, логически перетекающей в будни известных учреждений с "палатой №6". Да, это может показаться диким бредом на первый взгляд, но после просмотра остаются весьма занимательные ощущения. Нельзя не отметить актерскую игру. Михаил Деревянко порадовал своей трансформацией – я даже не думал, что он способен на такой уровень исполнения. А Гармаш? Его талант был мне известен давно, но то, как он воплотил себя в образе гоголевского героя, стало для меня настоящим открытием. У каждого классика есть свои актеры, как у Достоевского – Инна Чурикова и Евгений Миронов. Вот и Гармаш стал истинно гоголевским актером. Помимо перечисленных, все исполнители в сериале были велики. 8 из 10
Недавно я окунулась в мир старенького сериала 2005 года и была поражена его глубиной. Как же так случилось, что этот шедевр остаётся не замеченным? Ни хвалебных рецензий, ни бурных дискуссий критиков. Вспомните помпезную славу фильма «Адмирал» – почему же вы, любители кино и знатоки кинематографа, проигнорировали этот бриллиант Павла Лунгина? Каждая серия этого фильма – словно бокал изысканного вина, который можно наслаждаться часами. Но удовольствие от просмотра достанется не каждому, лишь тем, кто истинно постиг искусство кино. Давайте же рассмотрим подробнее! Сценарий к сериалу написал Юрий Арабов, которому удалось сплести в единое целое целый ряд произведений Николая Гоголя – и сделал он это настолько мастерски, что дух шестого отделения уже слышен в каждом кадре. Однако, всё равно прилипает ощущение того, как будто здесь присутствует сам гений Нины Садур, первопроходца этого жанра, которая проложила тропы и оставила свои знаки для последователей. В сериале отточены до мелочей декорации, детали костюмов – везде виднеются настоящие ружья! Скажите мне, есть ли сейчас режиссёр, который так же старательно продумывает каждый аспект визуального мира? Таких единицы! В наше время актеры радуются, если им удаётся запомнить хотя бы классический текст. А у Лунгина Ноздрев живет в конюшне, у Плюшкина нет стен дома, а у Собакевича стол ломится от излишеств. Городничий от роскоши погружается в безумие. Все гоголевские персонажи выглядят на экране как будто вытянуты щипцами из книги – увеличены и гиперболизированы до неузнаваемости. Но среди героев сериала есть не только мерзавцы. У Арабова, который бьёт и подвешивает виновных в клетках, есть своё собственное суждение о чести. Даже у Собакевича можно услышать детские жалостливые ноты, похожие на плач ребёнка, обманутого в детской игре. Плачущий Плюшкин способен очаровать своей сентиментальностью. В целом, все актеры отдалися этой работе полностью – шедеврально! Великолепно снят процесс встреч Шиллера с каждым, кто проходит по делу Чичикова. Ярмольник в роли Плюшкина покорил меня. До этого он был для меня актером одной роли из фильма «Барак». Теперь же могу сказать, что у него явный талант, он просто прекрасный артист! Павел Деревянко тоже радует своей игрой, особенно после съемок в «Обратной стороне луны». Я считаю, что этот сериал – лучшее творение Павла Лунгина. Если быть честной, не каждый мастер способен так передать на экран атмосферу и дух гоголевских произведений. Браво, Maestro! Тут вам и сам Гоголь с Булгаковым, великий Канцлер, Федор Достоевский, и город Н – как скопище самых безобразных и низменных грехов человечества, город, окутанный желтым туманом (помните Босха?). А сцены бала напоминают цирк Дю Солей, где одновременно присутствуют радость и страх. В итоге мы видим простой для русского народа финал – воруют все, а сядет крайний! Да что уж тут говорить. У каждого режиссёра есть идея связать произведения Гоголя с современностью, выпустить нечто актуальное на злобу дня! И я думаю, Лунгину это прекрасно удалось. Браво, великому режиссеру!