Сериал BBC: Сокровища Древнего Рима /Treasures of Ancient Rome/ онлайн

Режисер:
Тим Дунн
Жанр:
Discovery&BBC, документальные
Страна:
Великобритания
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 3 (15.03.2015)
О чем сериал «BBC: Сокровища Древнего Рима»
Древний Рим, эта гордая цивилизация, чьи могучие стены когда-то возвышались над Средиземноморьем, в памяти человечества чаще всего предстает как империя воинов и полководцев. Ее история — это бесконечный поток завоеваний, кровавых гладиаторских боев, грандиозных построек и правовой системы, которая стала фундаментом для множества государств Европы. В этом образе вековой славы римлян, к сожалению, зачастую упускается из виду другая сторона их великой цивилизации – сторона искусства. Многие склонны считать, что римляне были более заинтересованы в военном величии и политическом могуществе, чем в развитии живописи, скульптуры, литературы и стенописи. И если им удавалось отвлечься от бесконечных сражений и завоеваний, то создаваемые ими произведения не имели для мировой культуры никакого значения. Но это мнение глубоко ошибочно. Алистер Сук, выдающийся ученый-этнограф, посвятивший свою жизнь изучению древних цивилизаций, решительно опровергает этот стереотип. В ходе своих экспедиций по территории бывшей Римской Империи он обнаружил множество свидетельств того, что римская сокровищница искусств не менее богата и величественна, чем ее военные достижения. Он показывает, как древнеримское искусство пронизывало все сферы жизни общества – от монументальных храмов до скромных домов горожан. Сук убедительно доказывает, что римляне были не только мастерами политики и строительства, но и талантливыми художниками, поэтами, скульпторами и драматургами. Их творения не просто украшали городские пространства, они отражали глубокие философские идеи, вечные человеческие ценности и культурные традиции, оказав значительное влияние на развитие мировой культуры. Его работы освещают глубокую связь между искусством и политикой, религией и общественным сознанием в Древнем Риме.
Рецензии
Общественный резонанс вызванный этим проектом поразительно прост и одновременно закономерен. Зрители устремлены не на величие Виллы Мистерий, не на грандиозную колонну Траяна с ее эпическими барельефами, а к комментариям ведущего о древнеримской сексуальной культуре. Камеи, мозаики, скульптуры и фрески, столь многочисленно выставленные перед зрителем, кажутся вдруг второстепенными по сравнению с заявлениями о гомосексуализме в Римской империи. Кубок Уоррена сам по себе красноречиво говорит о времени, но не так, как ведущий, увлеченный деталями и погруженный в этот вихрь событий. Неудивительно, что многие зрители ссылаются на "с упоением" рассказываемое ведущим о порнографических мотивах на стенах Лептис-Магна, пытаясь снять с него всякую ответственность за столь провокационный экскурс в историю. Но ведь и сам автор комментария не может не знать, что древнеримское искусство всегда рассматривается как эпигонское по отношению к греческому, уступающее ему во всех аспектах. Римляне сами подчёркивали свою принадлежность к другим сферам: они стремились к политической власти, военным успехам, юридическим достоинствам. И это отражено в самом сериале – его цитатой из “Энеиды” – произведении о вечном величии Рима, а не о его художественных достижениях. Задача сериала становится более ясной: он стремится вырвать древнеримское искусство из тени греческого гегемонии, показать его в новом свете. Конечно, сериал политизирован. Но для российского зрителя это не новость – его больше волнует то, что политизация не идёт по уже знакомой ему схеме. Прежде чем обвинять сериал в политизированности, стоит задуматься: действительно ли во времена Каддафи мозаики пришли в такое ужасное состояние? Если да, то политизация оправдана, ведь история Рима неразрывно связана с его судьбой. Сериал – это блестящее произведение, которое я настоятельно рекомендую к просмотру.