7.03 375
7.80 1800

Сериал Неопалимая купина (2013) /Horící ker/ онлайн

Актеры:
Татьяна Паугофова, Ярослава Покорна, Петр Стач, Войтех Котек, Patrik Dergel, Мартин Губа, Игорь Барес, Адриан Ястрабан, Ян Бударж, Иван Троян
Режисер:
Агнешка Холланд
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Чехия
Вышел:
2013
Добавлено:
3 серия из 3 (19.02.2014)
О чем сериал «Неопалимая купина (2013)»
Серый январь 1969 года окрасил собой Чешскую землю трагическим событием. В тихом уголке этой страны случилось таинственное самосожжение Яна Палаха. Как вспышка молнии, этот случай разнесся по общине, породив волну противоречивых слухов и ожесточенных дебатов. Мнения людей раскололись на две непримиримые стороны: одни считали инцидент результатом злонамеренного использования «холодного огня», другие – трагической случайностью. Вильям Новый, горячо веривший в теорию «холодного огня», громко обвинил кого-то в поджоге Палаха, бросая тень на честность происшедшего. Между тем, родные и близкие погибшего, скорбя о беде и жаждущие истины, упорно стремились к правде и справедливости. В этом водовороте непростых обстоятельств, словно лучик света в мрак, появилась адвокат Дагмар Бурэшова. Она взялась за дело Палаха, подавая иск о защите чести и достоинства его имени. Ее голос стал щитом для родных погибшего, защитой от несправедливых обвинений и слухов.
Рецензии
Шестидесятичетырехлетняя польская режиссер Агнешка Холланд будто возвращается к самым значимым страницам своего творческого пути, обращаясь к темам, которые волновали ее в семидесятых годах XX века. В то время она обучалась в Праге в престижной Академии кино и телевидения (ФАМУ), а затем создала сериал, несомненно, навеянный библейскими мотивами – “Неопалимая купина”. Сам титул заставляет нас задуматься о многом, о страдании, о жертве, о стойкости в лице грозных обстоятельств. Холланд словно стремится не просто снять сериал, а создать настоящий эпос, развернутый на протяжении трех частей. Четыре часа экранного времени – это время, чтобы погрузиться в жизнь Яна Палаха, студента исторического факультета из Праги, который совершает поступок не отчаянный, но поистине самоотверженный. В знак протеста против вторжения войск Варшавского договора в Чехословакию, пятнадцатого января 1969 года, он обливает себя бензином на площади Вацлавского с решимостью сжечь себя. Этот акт – яркий символ страдания чешской молодежи, ее неспособности жить спокойно, под властью чужого диктата. Сюжет развивается медленно, неторопливо, но при этом достаточно подробно. Мы становимся свидетелями судебных драм и участвуем в интеллектуальных схватках между персонажами. Лента Холланд – ровесницы Палаха – рассказывает о внутреннем страхе и болезни конформизма, которые просачиваются в общество, поражая людей до глубины души, ведя их к полной утрате совести, к истощению, к полному изменению самого себя. Чтобы понять психологию поступков героев, обратимся к аналогии ситуации. Каждый вынужден согласиться с сотрудничеством с господствующим режимом – это ужасные моменты жизни, напоминающие о страшных реалиях социальных лагерей, которые уже были показаны в фильме “Признание”. В истории раскрывается механизм организации покаянных процессов, наглядно демонстрируя сталинский период Чехословакии. Холланд недвусмысленно намекает на неизбежность возвращения Пражской весны. "Неопалимая купина" подтверждает наши догадки о происходящем: кто-то уйдет из этих мест, кто-то проведет здесь десятилетия. Но самое опасное – то, что люди ломаются. Репрессии, направленные Москвой, усваиваются соотечественниками, желающими выслужиться, добившись небольших благ, продвижения по службе и так далее. Агнешка Холланд в своей интонации рассказывает нам о многих деталях произведения, потому что она лично была свидетелем событий Чехословакии 1971 года. Польская режиссер знала об упорных протестах, которые зрели в другом восточно-европейском социалистическом обществе. Она вошла в подспудное направление "кинематографа морального непокоя" (была соавтором сценария картины Анджея Вайды “Без обезболивания”) и явно симпатизировала активным деятелям и участникам “Солидарности”. До своего вынужденного отъезда в Западную Европу, а потом в США, Холланд была среди художников с чётко выраженной гражданской позицией. Как только появилась возможность снять то, что запретили раньше показывать – что-то злободневное и важное – она осуждала преследование коммунистов, католической церкви и протестные настроения своей паствы. К 1989 году отношение к реабилитации в Чехословакии изменилось. Она стала главным элементом решительных перемен. Не понадобилось даже сорока лет, как Моисею, чтобы после встречи с ангелом повести народ по пустыне в надежде на что-то прекрасное. Минисериал "Неопалимая купина", вышедший к сорок четвертой годовщине самосожжения Палаха на площади Палаха, показывает настоящие кадры, искренние, настоящие моменты. В этой картине весьма страшные кадры: выкопанные могилы, погибшие студенты – здесь другая молодежь, здесь все иное. Это Чехословакия, это очень интересно современному зрителю. Холланд – женщина мудрая, зрелая. Она показала то, что боялись показать раньше во время СССР. Она стремится вылечить всех нас путем хирургического вмешательства в душу без наркоза. Самоустранения от того, что вроде как происходит далеко от нас! Оказывается, близко и с нами! Это очень качественный сериал, который покажет вам правду и только правду. Невероятные моменты будут трогать ваше сердце. Герои весьма глубоки и серьезны. Мне кажется, что все кадры выполнены на грани гениальности. На мой взгляд, перед нами крайне глубокая, трудная для понимания, но очень честная картина. Каждый должен посмотреть эту историю.
Первое знакомство с режиссурой Агнешки Холланд произвело неизгладимое впечатление. Ее мастерство бесспорно, пусть и через призму женского восприятия мира: мягкость, детские образы, интимные нюансы... Несомненно, в реальности события носили более суровый и трагический характер. Агнешка сама знакома с подобными реалиями, лишь не на территории бывшей Чехословакии, а Польши. Именно поэтому повествование получилось столь гармоничным и цельным. И пусть Польша в те времена считалась относительно "свободной" страной, сравнивая ее с остальными государствами Варшавского блока, это все же остается условным утверждением. Факт остается фактом: режиссер родилась в 1948 году, как и многие герои-студенты этой истории, что несомненно наложило отпечаток ее личных переживаний о социалистическом строе на три серии фильма. Мы словно просматриваем три полнометражных картины, посвященные одной теме. С другой стороны, это больше похоже на телефильм в лучших традициях британского телевидения, хотя стилистика здесь не британская. Это качественное среднеевропейское кино, где иногда всплывают даже кафкианские мотивы. Лично мне, проживающему сейчас в Украине, ощутимы современные украинские реалии в этой истории. Как и Чехословакия тогда, наша страна находится под внешним управлением, и аналогии прослеживаются очень отчетливо. Государство функционирует, как будто находясь в сцепке различных спецслужб разных стран. А люди, обычные граждане, как всегда ходят по лезвию бритвы, страдая от политических игр, становясь жертвами этой игры. Только если тогда угроза исходила из красной стороны, то сейчас она приходит совсем с другого континента... Однозначно стоит посмотреть этот фильм, тем более, что атмосфера того времени воспроизведена на американские деньги НВО великолепно. Конечно, заметно, что сериал снимался не в Праге, которая уже давно стала туристическим центром. Но оказывается, в начале 2010-х годов в Чехии еще существовали городки, где практически ничего не изменилось за 50 лет. Это мало чем отличается от бывшего Союза. В завершение, меня волнует судьба того следователя полиции, который вместе с семьей якобы уехал на отпуск в Австрию. Надеюсь, что в этой стране все сложилось хорошо для него (как и для выдуманного героя, имеющего не один прототип).