
8.15
19157
7.50
358
Сериал Мертвые души онлайн
Актеры:
Александр Трофимов, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Алексей Зайцев, Виктор Сергачев, Мария Виноградова, Иннокентий Смоктуновский
Режисер:
Михаил Швейцер
Жанр:
драмы, отечественные, исторические, комедия
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 5
(09.08.2013)
О чем сериал «Мертвые души»
Произведение, ставшее основой для этого захватывающего сериала, – это бессмертное произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
В центре сюжета мы видим авантюриста Павла Ивановича Чичикова, который предстает перед миром в образе состоятельного помещика. Он прибывает в провинциальный город, где с хитростью и обаянием знакомится с местными жителями. Его цель – завоевать доверие самых влиятельных персон, добиться их почитания и уважения.
Своей манерой держаться и искусной игрой Чичиков вскоре становится желанным гостем на светских вечерах и ужинах, знакомится со всеми состоятельными помещиками. Никто не подозревает о его истинных намерениях, он настолько блестяще скрывает свою сущность под маской обеспеченного человека.
Но настоящая цель Чичикова – это приобретение "мертвых душ". Он находит способ обмануть помещиков и получить в свое распоряжение документы на крестьян, которых уже давно нет в живых.
Именно эти сделки приносят ему несметное богатство, в которое он верит до конца своих дней. Однако, судьба преподносит ему неожиданный поворот – все его усилия тщетны, и общество разоблачает его коварную игру, обнажая истинное лицо мошенника перед всеми. Рекомендуем к просмотру
Рецензии
## Экранизация "Мертвых душ" - возрождение шедевра
Экранизации литературных произведений часто сталкиваются с непростой задачей: сохранить дух и глубину книги, переложив ее на язык визуального повествования. К сожалению, экранизация порой оказывается слабее оригинала, теряя в образах, целостности и замысле.
Но фильм о "Мертвых душах" - это исключение из правил. Он не просто перенес историю Гоголя на экран, он возродил ее, подарив зрителям новое понимание этого шедевра.
Обычно экранизации выглядят тускло на фоне книг, словно их фантазия иссякла. Режиссеры стремятся внести свою интерпретацию, но в погоне за оригинальностью они упускают сущность произведения, искажают образы героев и тем самым создают диссонанс с представлением читателя о книге.
Этот фильм же отличается от своих собратьев исключительной тонкостью. Он не просто отображает сюжет "Мертвых душ", он погружает зрителя в мир Гоголя, раскрывая его мысли, переживания и душевные терзания.
Картина начинается с проникновенного диалога писателя с собой. Николай Васильевич Гоголь, задумчивый и даже расстроенный, уничтожает листы своих черновиков в камине, задаваясь риторическими вопросами о судьбе России. Он то закутывается в плащ, то снимает его с плеч, крепко сжимая спинку стула, словно пытаясь найти ответы на свои собственные вопросы. Великолепная игра актера передаёт все эти муки творчества, сомнения и страдания писателя.
Внезапно появляется ангел, белый как снег, который приближается к Гоголю и кладет ему руку на плечо. Этот неожиданный поворот событий захватывает зрителя, делая забытым саму идею фильма о "Мертвых душах". Вместо этого мы с головой погружаемся в судьбу писателя, его духовные поиски.
Ангел передает Гоголю миссию: создать то, что поможет людям, научит их и изменит мир. И вот перед нами открывается путь, по которому писатель пойдет для создания поэмы "Мертвые души". Он выходит из комнаты, спешит по дороге, уходящей вдаль. Его характерная творческая эволюция: от молчания и раздражения до стремления выразить свои мысли и поделиться ими с другими.
Далее мы наблюдаем за незнакомой семьей, где только что родился ребенок. Гоголь стоит за дверью и прислушивается к происходящему в доме. Он говорит о появлении главного героя поэмы, но отмечает, что ничего особенного не произошло из-за этого. Даже рождение героя было тихим и самым обычным, будто сама природа не ожидала его появления.
Режиссер мастерски использует эту ситуацию, ставя Гоголя в роль наблюдателя. Словно он ждал рождения своего героя и в самой посредственной обстановке увидел его появление на свет.
После увиденного мы окунаемся в другую атмосферу. Уже привычный Николай Васильевич заходит в просторную комнату и здоровается с круглолицым мужчиной. Мужчина улыбается, подготавливает перо и чернила. Гоголь произносит несколько раз "С Богом!", что лишний раз доказывает его волнение, пьет три стакана воды у маленького столика и наконец садится напротив мужчины с пером. А вот с этого момента зритель начинает понимать, что сейчас произойдет. Писатель бережно раскрывает свою тетрадь и читает: «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка...». Мужчина старательно записывает его слова. И мы понимаем, что режиссер изобразил, как создавалась знаменитая поэма "Мертвые души".
Сюжет переносит нас в ту самую атмосферу, где мы видим эту бричку и господина, описываемого Гоголем. И наконец перед нами то, чего мы ждали с самого начала - приезд Чичикова в город.
Фильм представляет собой соединение диктуемых Гоголем предложений и наглядных подтверждений, то есть сюжета самого произведения. Таким образом, режиссеру удалось показать и писателя, и его работу.
Но "Мертвые души" - это не просто рассказ о Чичикове и помещиках. Это поэма о судьбе России, ее величии и пороках. Гоголь обращается к Родине, олицетворяя ее: « Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце?.. Русь! чего же ты хочешь от меня? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..»
Гоголь восхищался необъятными просторами России: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»
В поэме Гоголь использует образ птицы-тройки для олицетворения России. «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Правит же тройкой «не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы…» Чтобы понять Русь, ее предназначение, нужно обладать не просто умом, нужно уметь чувствовать ее дыхание.
И заканчивает Гоголь "Мертвые души" всем известным лирическим отступлением о птице-тройке: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим гудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?.. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа… Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Актуальность фильма и самого произведения в том, что все эти пороки до сих пор не исчезли из нашей жизни. Да и вряд ли когда-нибудь исчезнут. Что в каждом из нас живут хитрый Чичиков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Ноздрев и Плюшкин. Помимо прочего, присутствует та же бюрократия, та же бесхозяйственность, неорганизованность.
В завершение писатель задается сложным вопросом, ответ на который найдется только глубоко в душе: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» На этот же вопрос должен каждый ответить сам.
«Мертвые души» - название, которое словно бьет по самому сердцу русской действительности. Николай Васильевич Гоголь, гениальный писатель, оставил нам произведения, которые словно просятся на экран, оживая в кадрах. Это не просто фильм – это целое измерение, в котором каждый персонаж проживает собственную драму, затягивая зрителя в свой мир и делая его частью этой истории.
Михаилу Швейцеру, режиссеру с даром проницательности, словно ведомый невидимой рукой судьбы, удалось передать на экране то самое очарование, ту самую глубину, которую Гоголь мастерски выплеснул в свою поэму. Постепенно, шаг за шагом, мы погружаемся в этот мир, и замечаем, как реальные «мертвые души» становятся куда живее тех, что остаются в тени. Помещики, владельцы этих душ, потеряли способность двигать вперед Россию, сами превратившись в препятствие на пути нового класса – предпринимателей, воплощенных в образе Чичикова.
Чичиков не может быть отнесен к категории «мертвых душ», несмотря на всю цинизм его натуры. Зритель видит, что какими бы добрыми и заботливыми ни были помещики, с которыми общается Чичиков, именно они оказываются «мертвыми». Сам Чичиков, лишенный многих моральных границ, единственный в этом мире Гоголя, воплощающий свои планы в реальность. В отличие от Манилова, который лишь размышляет о своем будущем, не предпринимая никаких действий. Швейцер эту мысль доносит до зрителя с поразительной точностью и мастерством.
Фильм «Мертвые души» и книга Гоголя остаются актуальными и по сей день. Многие из нас, оказавшись описанными Гоголем, отвернутся с непонимающей улыбкой, заявив, что мы не такие, это напраслина. Человеку всегда трудно взглянуть на себя со стороны. Поглядев внутрь, трудно признать самого себя в том образе, который он видит. Именно в этой сложности и заключается вечная актуальность и гениальность Гоголя.
Наш кинематограф удачно экранизирует русскую классику, сохраняя дух оригинала и привнося новую жизнь в старые сюжеты.
Н.В. Гоголь – имя великого русского прозаика, чье наследие до сих пор не утратило актуальности. Его шедевр «Мертвые души» - своеобразный гротеск русской действительности предреволюционного периода, проникнутый глубокой и трагической размышлением о падении человечества.
Центральным персонажем повести выступает Чичиков – человек, вступающий на путь взаимодействия с социумом, который окажется пропитанным неискренностью и духовной пустотой. На его пути встречаются множество персонажей, являющихся яркими олицетворениями «мертвых душ» - людей, живых телом, но духовно омертвевших. Глупость, жадность, алчность – эти пороки доминируют в имперской России того времени, создавая атмосферу нравственного упадка и духовной нищеты.
В «Мертвых душах» нет положительных героев в традиционном понимании этого слова. Все персонажи, без исключения, обладают негативными чертами характера: эгоизм, обман, лицемерие – таковы их сущностные качества. Роман уникален тем, что его автор предстает перед нами без иллюзий о благородстве и доброте человеческой природы, демонстрируя всю мерзость и цинизм существования в той эпохе.
Постановка «Мертвых душ» - это не просто художественный проект, а своеобразный эксперимент, который заставляет зрителя задуматься: изменилось ли что-либо с тех пор? Несомненно, сериал обладает своей особенной привлекательностью и актуальностью. Он послужит стимулом к размышлениям о нравственности общества, о вечных ценностях и о том, какова цена человеческого достоинства.
Несмотря на свой возраст – почти тридцать лет прошло с момента выхода картины - постановка «Мертвых душ» сохранила свою художественную силу. Ее режиссерское видение, реалистичная актерская игра и глубокий анализ человеческой природы заслуживают внимания и восхищения.