7.27 780
6.50 40

Сериал Николай Вавилов онлайн

Актеры:
Ингеборга Дапкунайте, Сергей Газаров, Гоги Кавтарадзе, Михаил Хмуров, Ирина Купченко, Андрей Мартынов, Костас Сморигинас, Богдан Ступка, Ион Унгуряну, Николай Аверюшкин
Режисер:
Александр Прошкин
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Германия, СССР
Вышел:
1990
Добавлено:
сериал полностью из 6 (14.03.2013)
О чем сериал «Николай Вавилов»
Шестисерийный фильм погружает зрителя в мир выдающегося советского ученого – академика Николая Ивановича Вавилова. Картина не просто рассказывает о его жизни, но и раскрывает подлинные детали его научной деятельности, позволяя нам заглянуть в самую душу великого исследователя. В центре сюжета – грандиозная ботанико-аграномическая экспедиция, организованная Вавиловым. Она охватывала практически все уголки земного шара, оставляя за бортом лишь Антарктиду и Австралию. В ходе этой поистине эпической миссии ученый открыл множество научных истин, проследил пути формирования культурных растений и выявил очаги их происхождения. Именно благодаря его стараниям на свет появилась крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений – бесценный фонд знаний о растительном мире. Жизнь Николая Вавилова полна удивительных историй и научных открытий, способных занять целые тома. Фильм же предлагает нам фрагмент этой грандиозной картины – уникальную возможность познакомиться с судьбой гения, его страстью к знаниям и стремлением открыть тайны мирового растительного царства.
Рецензии
В стенах Государственного Дарвиновского музея, где царит тишина и величие науки, внимание посетителей неизменно приковано к экспозициям, повествующим о генетике в СССР. Однако эта история - не та, которую хочется пересказывать с гордостью. Она скорее напоминает трагедию торможения прогресса, разгрома идейных стремлений и гениальных умов. В эпоху сталинского правления господствовал постулат о приоритете воспитания над природой. Врожденные качества – характер, внешность, заложенные в нас с рождения гены – были объявлены «от лукавого», буржуазным вымыслом. Величайшие умы того времени оказались под ударом этой идеологии. Их многолетние исследования были прерваны, а их имена стали объектом публичного остракизма, унижения и, впоследствии, страшных судеб. Самой трагической фигурой в этом мрачном перечне стал Николай Иванович Вавилов. Выпускник Московской сельскохозяйственной академии (ныне Тимирязевская академия), студент Кембриджского университета, он совершил настоящие научные подвиги. Он возглавлял экспедиции на Северный Кавказ и Памир, а затем покорил неизведанные уголки земного шара – от Сомали до Мексики, от Эквадора до острова Крит. Собрав бесценный массив знаний о растениях, Н.И. Вавилов разработал революционную теорию центров развития культурных растений, вдохновил на развитие плодоводства, овощеводства и селекционирования в России. Но его достижения были объявлены вредительством, отрицанием «традиционной» науки во главе которой стоял Трофим Денисович Лысенко – тот самый академик, которого сам Вавилов рекомендовал в члены-корреспонденты АН СССР. Судьба Н.И.Вавилова разделилась с судьбами многих его коллег: арест, лишение званий и научных степеней, потоки клеветы и лжи, обвинение в шпионаже и вредительстве, приговор к расстрелу и мучительная смерть от голода и издевательств в саратовской тюрьме. Даже за решеткой он продолжал работать над своими научными трудами, в том числе написав фундаментальную работу «Историю земледелия». Александр Прошкин, прославленный кинорежиссер, создал по этой трагической и славной судьбе не просто документальный фильм. Это проникновенное произведение искусства, которое захватывает зрителя с первых кадров. В нем мы видим Вавилова в разные периоды его жизни – в дни величия и опалы, чувствуем напряжение ситуации, когда "сгущаются тучи", а бывшие друзья и ученики предадут своего учителя ради карьеры или материальных благ. Зритель не остаётся равнодушным, он искренне переживает за этого выдающегося ученого-новатора, за человека, который был предан своей науке, своей родине. Искреннего, открытого, обаятельного – таким его увидел нобелевский лауреат Герман Джозеф Меллер, ученый-генетик с другой, счастливой судьбой. Костас Сморигинас воплотил образ Н.И. Вавилова на экране с невероятной достоверностью: перед нами подлинный ученый, беззаветно преданный своему делу, далекий от околонаучной суеты, интеллигентный, сдержанный, прямой. Не менее впечатляющим является исполнение роли Трофима Лысенко народным артистом Богданом Ступкой (увы, недавно ушедшим из жизни). Лысенко предстает перед нами авантюристом, одержимым стремлением к вершинам карьерной лестницы. Он идет по головам, его подталкивают беспринципные подручные – такие как Исаак Презент (в великолепном исполнении Сергея Газарова). Режиссерская работа Александра Прошкина и игра актеров вызывают искреннее восхищение. Прошкин не впервые поражает зрителей своими масштабными телевизионными эпопеями. Вспомним его другие шедевры – многосерийные фильмы "Михайло Ломоносов" и "Доктор Живаго". Успех этих фильмов заключается в глубоком проникновении в жизненные перипетии, хитросплетения судьбы выдающихся личностей и их окружения. Фильм о Н.И. Вавилове был тепло принят телезрителями и, надеемся, еще долго не сойдет с экранов, подарит немало увлекательных минут просмотра всем, кто интересуется героическими личностями и родной историей.
Кинолента "Николай Вавилов" – это не просто повествование о судьбе выдающегося ученого, это глубокое погружение в атмосферу сложнейшего времени, эпохи перемен, переоценок и страха. Фильм мастерски передает дух начала тридцатых годов прошлого века, наэлектризованный напряжением, подозрениями и всеобщей тревогой. Зритель невольно чувствует на себе воздействие этой атмосферы, понимает, насколько каждое слово, каждый шаг могли быть опасностями в те времена. Картина заставляет нас сопереживать героям, ставшим заложниками этой тяжелой эпохи, где даже обычные люди, лишенные должностей и власти, подвергались постоянной угрозе: зачисткам, доносам, клевете и фальшиво-уголовным обвинениям. Как же им удавалось выживать в такой обстановке, не сгинув под давлением страха? "Николай Вавилов" оставляет зрителя с ощущением противоречий – одновременно восхищения силой духа людей той эпохи и глубокой грустью от осознания того, как много достойных людей получили несправедливое наказание. Актер Константин Сморигин воплотил образ Николая Вавилова в совершенстве: доброта, интеллигентность, преданность своему отечеству и науке – все это проступает на экране с такой яркостью, что зритель невольно погружается в мир душевных переживаний этого выдающегося ученого. Фильм показывает, как меняется окружающая среда Вавилова, как атмосфера клеветы затягивает его, лишая статуса и престижа. Несмотря на очевидную беззаконие происходящего, человек, признанный мировой наукой, превращается в изгнанника, клеймом «врага народа» отмеченный обществом. Зависть к гению, опасение его влияния и даже угрозу, которую Вавилов представлял для системы, стали причиной его падения – разрушения карьеры, потери доверия, унижения в глазах общества. Фильм пронзительно демонстрирует моральную деградацию того времени. Создается впечатление «королевства кривых зеркал», где «новое» прогрессивное общество превращается в ложное отражение истинной науки. Объективная методология заслоняется пигмеями, не способными постичь основы химии и биологии, зато находчивыми в политике. Теория Маркса-Ленина-Сталина поглощает реальность, лишая науку ее авторитета. В этом «новом» мире важно не открытие, а принадлежность к партии. Вавилов, устав от бессмысленного обсуждения с невежественными оппонентами, предпочитает молчание. В конечном итоге к власти приходят люди, лишенные научного понимания. Для них аргумент науки не имеет веса, и все «буржуазные» идеи, вместе со своими носителями, подлежат уничтожению. "Николай Вавилов" – это кинолента заслуживающая высшей оценки, по праву претендующая на звание шедевра.
Шедевр Александра Прошкина, мастера кинематографа, подарившего нам «Холодное лето 53-го», «М. Ломоносова» и «Чудо». На этот раз режиссер погрузился в историю советской эпохи, создав многосерийный проект, где не обошлось без участия выдающихся кинематографистов ГДР – свидетельство того времени, когда границы были более проницаемыми для творческих союзов. В основе сюжета – закат советского телефильма, период переосмысления ценностей и поиска новых путей. Прошкин словно пытался повторить феерию своего предыдущего творения о Ломоносове, но зритель чувствует некую лакуну, недосказанность. Возможно, дело в том, что съёмки за границей выглядят как мозаика из обрывочных кадров, калейдоскоп мимолетных впечатлений. Музыкальное сопровождение, написанное композитором, выразительно, но не дотягивает до совершенства. Тема Голодомора на Украине освещена в сериале, однако с определенной дистанцией. Помните, что люди младших поколений приносили в жертву старших детей, чтобы те смогли выжить? Под пули бросались отчаянием, вытаскивая из бездны голодной смерти своих близких. Но кастинг – это настоящая удача! Актёры подобраны с поразительной точностью, они словно воплощения прототипов: Костас Сморигинас, Купченко, Мартынов, Ступка и одна из первых ярких ролей Ирины Дапкунайте. В молодости актриса закрепила за собой образ соблазнительной женщины – «foxylady». Вавилов показан каким-то отрешенным, беспомощным человеком. Возможно, он глубоко в душе понимал свою обреченность? Параллельно с историей Вавилова развертывается личная драма Лысенко – талантливого агронома-практика, но без систематического академического образования. Его экспромт – «демагогия и словоблудие» – используют против него Исаак Презент, журналисты из «Правды», товарищ Сталин и пассивно – так называемые «советские колхозники». С Вавиловым всё понятно: он стремился остаться чистым перед собой и историей. А Лысенко? Верил ли он в Бога? Скорее всего, нет. И за свои убеждения получил по заслугам. При жизни его труды были объявлены лженаукой, лишив его всех постов. Этот многосерийный телефильм – этапный рубеж в истории отечественного телевидения. Он расскажет нам о тех вечных вопросах: о правде и ложности, о вере и неверии, о борьбе за признание и о цене ошибок.
В ту ночь, когда я впервые увидела этот сериал, я испытала настоящую интеллектуальную бурю. Было совершенно неожиданно – сама себе я удивлялась. Не могу сказать, что сразу же поняла, чем меня так зацепит эта история. Все началось с обычного ужина в кругу семьи. Мой отец, увлеченный новыми телепрограммами, смотрел первый эпизод неизвестного мне сериала. Я не могла остаться равнодушной к его увлечению и решила присоединиться. Серия завершилась, а следующая была назначена на следующий день. Мы с отцом дождались продолжения, я просмотрела – и в компании отца этот сериал мне показался вполне интересным, хотя обычно я отдаю предпочтение другим жанрам. Но терпение – это как эластичная нить, растягивающаяся лишь до определенного момента. Когда серия закончилась во второй раз, и следующая была назначена на будущее, мое любопытство перебороло все сомнения. Я отправилась в интернет-пространство и с головой погрузилась в этот сериал – ведь воскрешение старых дел всегда интригует. Не могу сказать, что я пребываю в восторге от этого сериала, но он обладает несомненной ценностью – познавательной. Николай Вавилов – это имя, которое навсегда останется в истории советской науки. Академик, биолог, создатель новой научной школы. Этот документальный сериал рассказывает о его жизни: о взлетах и падениях, о научных открытиях, о его весомом вкладе в историю российской науки. В сериале не упускается ни одна деталь – противостояния с коллегами, арест, тюремное заключение и трагическая кончина. И все это – вдохновляющая история человека, который прожил жизнь во славу знаний и прогресса. Я ни разу не пожалела о потраченном времени – этот сериал – настоящий кладезь истории и мудрости.