• Стандартный
  • Субтитры
8.15 6366
8.60 8600

Сериал Штисель /Shtisel/ 2 сезон онлайн

Актеры:
Шира Хаас, Нета Рискин, Айелет Зурер, Михаэль Алони, Довале Гликман
Режисер:
Алон Зингман
Жанр:
драмы
Страна:
Израиль
Вышел:
2015
О чем сериал «Штисель»
Второй сезон культовой драмы вновь открывает завесу тайны над увлекательной жизнью семьи Штисель, погружая нас в атмосферу старинного Иерусалима. В этот раз действие развернется в квартале Меа Шеарим – сердцевине древнего города, славившемся веками своей неизменностью и глубоко укоренившимися традициями. Жители этих районов, чтящие строгие законы халахи, называют себя ультраортодоксами. Их образ жизни – это своеобразный мир, изолированный от внешнего мира. Они неустанно заботятся о сохранности своих древних обычаев и стремятся оградить свою жизнь от посторонних влияний. В этом укрытии старины проживает Шулам Штисель с сыном, юным Акивой. Молодой человек влюбился в красивую вдову, но его чувства не находят одобрения в сердце отца. Шулам Штисель стремится найти для сына достойную спутницу жизни, которая соответствовала бы строгим канонам их общины. Он усердно ищет девушку, чей образ жизни полностью совпадает с традициями квартала Меа Шеарим, что осложняет дело еще больше. Несмотря на то, что любовь Акивы неподдельна, отец по-прежнему настаивает на том, чтобы его сын выбрал себе невесту из среды своих единомышленников.
Рецензии
Иерусалимская община на протяжении веков представляла собой уникальный мир, где жизнь тесно переплеталась с изучением Торы. Евреи со всей земли стекались сюда в зрелом возрасте, накопив достаточное богатство, чтобы посвятить оставшиеся годы постижению священных текстов. Местные арабы называли их "бней мавет" - сынами смерти, отражая предельную отдаченность от мирских забот и погружение в духовный поиск. Из разных уголков света – восточной и западной Европы, Марокко, Египта, Ирака и Йемена – приезжали люди с богатым наследием и обрядами. Каждая община обосновывалась в своем квартале, где возводились дома учения и синагоги, центры духовной жизни. На bustling рынке белорусский еврей мог завязать беседу с йеменским на лошн-койдеш – священном языке Торы, или на арамейском языке Гемморы. Эти языки, близкие между собой, звучали по-разному в произношении у ашкеназов, восточных и сефардских евреев. Для неискушенного уха их диалекты были трудноразличимы, поэтому записки играли роль своеобразного кода общения. В Израиле преобладает сефардское произношение, отраженное в речи героев фильма. Однако цитаты из Торы и Талмуда – которые составляют основу повествования – звучат на ашкеназском диалекте. Это создает неповторимый колорит, а белорусско-литовский идиш погружает зрителя в атмосферу детства автора. Так же как бабушка с дедушкой переходили на идиш, чтобы скрыться от понимания внуков, герои фильма используют этот язык для создания особого пространства – тайны, не доступной посторонним. Итак, эта традиция передачи языка и смыслов из поколения в поколение продолжается, пока не теряет свою актуальность. С течением времени положение дел менялось. Не все евреи приезжали умирать в Иерусалим. Хасиды с семьями поселялись здесь, а "бней мавет" иногда оставались жить и заводили новые семьи. Старый город стал тесен для растущей общины, что привело к приобретению участка земли вне городских стен в 1874 году. Архитектор Конрад Шик спроектировал укрепленный квартал в форме каре – Меа Шеарим, который неверно переводится как "Сто ворот". На самом деле, Библейское понятие "сам-сто" означает меру стократного изобилия, выраженного в урожае Исаака. Такое название символизирует обильный дар Святой Земли. Практически все иерусалимские евреи получали финансовую помощь – халуку – от своих общин и благотворителей. Специальные сборщики обходили еврейские местечки в Польше и России, собирая пожертвования. Никто не сомневался в том, что иерусалимские евреи должны жить на средства других людей, это был город-иешива, место для изучения Торы. Лишь немногие занимались ремеслами – брили, шили, тачали сапоги. Но это были сефарды, жившие в этом регионе Оттоманской империи, а не ашкеназы, которые посвящали учению дни и ночи. Так продолжалось из поколения в поколение, пока современность не внесла свои коррективы. Движения Поалей Цион, Тора ве-Авода и движение Вязанной Кипы стали предлагать своим членам помимо религиозного образования профессиональные навыки, службу в армии, участие в политике, науке, расселившись по всей стране. Среди ортодоксов их сейчас большинство – они полностью интегрированы в общество, но жители Меа Шеарим сохраняют свой образ жизни и посвящают себя исключительно Торе. Диаспора продолжает содержать их материально, теперь же они получают еще небольшую пособия на детей от государства, чего хватает на скудную жизнь, показанную в фильме. В Израиле уровень жизни сравним с французским, выше, чем во многих европейских странах. Харедим же живут как в Польше или России – их доход, исходя на семью, невысокий. Они живут в своем гетто, ненавистные и презираемые окружающими, особенно выходцами из СССР. Советское воспитание сделало свое: евреи-социалисты называют харедим "пейсатыми паразитами" и трясутся от ярости при виде своих духовных предков. Автор текста в юности познакомился с раввином – преподавателем математики в иешива-тихонит – школе, где получали аттестат зрелости по общим стандартам, но половину учебного времени уделяли Торе. Это было двойной нагрузкой, но дети из религиозных семей привыкли к учебе. В семьях у них культ учености – учатся все: взрослые и дети, молодые и старые, девочки и женщины. Автор увидел примеры золотого сердца и прекрасной души еврейского народа. Люди в фильме – обычные люди, со своими недостатками и слабостями. Но они умеют понимать и любить друг друга, раскаиваться, просить прощения. Семьи с тремя детьми – редкость. В их маленьких тесных квартирках царит любовь, а суббота наполняет их удивительным счастливым покоем. В этих рамках автор начал понимать радость Торы и радости жизни, свободной от страха смерти и будущего. Все в руках Господа. Но попасть в этот мир извне невозможно – нужно родиться в нем. Легко присоединиться к более современным общинам с собственными школами, университетами, иешивами, в том числе военными, для срочников, которые служат не три года, а пять, сочетая службу с учебой. Но все это – люди современного мира. А харедим – светоч и храм еврейского прошлого. Одеждой и бедностью они похожи на амишей, но амиши не посвящают жизнь учебе, а харедим не гнушаются ни современной техники, ни технологией. Самые красивые женщины живут в Меа Шеарим, потому что они чисты, целомудренны, преданные жены и матери. В их жизни нет демонстрации страсти, но она есть – супруги сохраняют влечение до глубокой старости. Этот фильм снят в знакомых местах, автор жил совсем рядом, каждый день шел пешком в иешиву почти год. Учитель заменил ему отца, исцелил душу, благословил его труд – он стал приносить своим трудом добро, а не только зарабатывать деньги. Конечно, за благо платят меньше, но если добавить радость души, творящей добро, то ущерба не ощутишь. В заключение автор говорит о том, что этот сериал знаменует поворотный момент в истории израильской культуры. Сто лет еврейство было изгоняемо из израильской культуры (включая эпоху британского мандата). Харедим прятались и боялись прикосновений чужих. Над ними только потешались и издевались нерелигиозные евреи-социалисты, а затем и евреи из СССР. И вот наконец тоненький ручеек пробился из гетто в мир, принес сохраненную в гетто еврейскую человечность, юмор, еврейский ум (обратите внимание на хитрость всех персонажей). В сериале есть элементы плутовского романа, ласковая насмешка над самими собой, еврейская самоирония. Это также семейная сага о неведомой миру повседневности наших дней. Если этот ручеек окрепнет, мир увидит расцвет израильской еврейской культуры. Не монстров евровидения, не инфернальные изыски, а этот чудесный тайный сад, который хранит в себе Народ Книги. И может быть мир захочет, чтобы люди в нем снова стали такими, какими их сотворил Всевышний. Этот фильм пробуждает у зрителя желание любви и раскаяния. А в еврейской душе еще любовь к Богу и своему народу, Израилю.
В недавнем времени я окунулась в мир израильского сериала "Штисель" (2013-2016), состоящий из двух сезонов по 12 серий каждая. О нем мне с энтузиазмом отзывалась знакомая, проживающая в Израиле, что и побудило меня к просмотру. Эта работа режиссера Алона Зингмана повествует о жизни ультраортодоксальных евреев, обитающих в своем изолированном квартале Иерусалима. Изначально моя знание об этой среде ограничивалось лишь отрывочными сведениями из книг и статей, но сериал пролил яркий свет на их обычаи и жизнь, открыв для меня удивительный мир. В современном городе течет параллельная жизнь этой уникальной группы людей, основанной на строгих традициях, которые они неукоснительно соблюдают. Несмотря на то, что внешне современность постепенно проникает в их уклад, атрибуты современного мира все же присутствуют, жизнь ортодоксальных евреев остается глубоко традиционной. Мужчины большую часть своего времени посвящают изучению Торы – от учебы до преподавания – эта важная традиция передается из поколения в поколение. Женщины же сосредоточены на воспитании многочисленных детей и ведении домашнего хозяйства. Сердцем сериала является семья Штиселей, недавно овдовевший отец Шулем и его младший сын Акива – главный акцент сюжета. Акива сильно отличается от остальных членов семьи своей отрешенностью от суеты и наивностью. Его тяга к рисованию и живописи - этот интерес, не одобряемый ортодоксальной религией, становится источником внутреннего конфликта. Шулем – противоречивая личность: он заботится о своих детях, внуках и престарелой матери, но одновременно может быть деспотичным, лживым и совершать поступки, вызывающие сомнения. Он предпринимает попытки найти себе новую жену, увлеченный вкусной едой, но в глубине души он верен памяти своей умершей жены. Другие члены семьи также не всегда безупречны по отношению к близким, несмотря на строгие правила, которыми они руководствуются. Например, Нухем, брат Шулема, – человек с меркантильными интересами, живущий в Бельгии и появляющийся только на похоронах матери. Братья Штисель часто ссорятся. Акиве приходится лавировать между требованиями религии, от которых он иногда отвлекается, вызывая у него стыд и ужас, своими чувствами и ультиматумами, предъявляемыми родственниками, а также тягой к искусству, которую поддерживает владелец местной галереи. В конце второго сезона нам дают надежду на счастливый финал, но судьба героев остается неясным. Неизвестно, что предпримет отец Акивы в следующий раз - он всегда готов удивить чем-то неожиданным. Несмотря на то, что сценарий сериала местами не доработан и некоторые сюжетные линии остаются незавершенными, "Штисель" – это качественная драма, которая заставляет сопереживать героям. Актерский состав тоже порадовал. Я рекомендую этот сериал всем, кто интересуется жизнью и обычаями ультраортодоксальных евреев в Израиле.
В мире кинематографа не так много проектов, которые способны проникнуть в глубину жизни столь особенной общины, как харедим. Сериал "Штисель", созданный израильским режиссером Алоном Зингманом, именно такой проект – окно в утонченный и зачастую недоступный мир ультраортодоксальных евреев. Зритель вместе с героями сериала погружается в их ежедневную жизнь, исследует взаимоотношения внутри семьи, наблюдает за тонкостями верования и традиций. Сюжет пронизан искренностью и реализмом, без прикрас и идеализации. Зингман удается мастерски передать атмосферу харедимского общества, его ритмы, нюансы и даже мелодию повседневной жизни. Удивительно, но сериал нашел отклик не только у широкой аудитории, но и в среде тех самых харедимов, к кому был обращен Зингман. Мелодии из сериала проникли в самые сердца общины, звучали на свадебных церемониях – признание, которое порадовало создателя больше всего. "Это честь – видеть, как люди, живущие столь строгим образом жизни, смотрят сериал", – говорил Зингман в интервью. По задумке авторов, "Штисель" - это не просто развлекательное шоу, а настоящий документ эпохи. Два сценариста, имеющих харедимские корни, стремились показать жизнь ультраортодоксов без фальши и приукрашиваний. Благодаря им сериал стал своеобразным учебником для тех, кто хочет лучше понять этот закрытый мир. Успех "Штисель" не случаен. Он – результат глубокого погружения Зингмана в культуру харедимов. Его детство прошло в Иерусалиме, в районе Гиват Шауль, а образование он получил в известной ешиве «Поневич» и школе кино и телевидения «Сэм Шпигель». Этот опыт позволил ему проникнуться духом жизни харедимской общины. "Штисель" – это не просто драма о жизни ультраортодоксов. Это история о людях, переживающих те же чувства: любовь к детям и внукам, потребность в общении, стремление к счастью. Религиозные обычаи и традиции не исключают из жизни харедимских семей человеческих истин и ценностей – это доказательство того, что универсальные эмоции и желания объединяют людей независимо от их вероисповедания. "Штисель" увлекателен для всех: кто уже знаком с культурой харедимов, и кто только начинает ее узнавать. Он не только информирует, но и заставляет задуматься о том, как много общего у нас с людьми, живущими по совсем другим правилам.
Этот шедевр кинематографа, пожалуй, останется в моей памяти навсегда. История, разворачивающаяся перед нами, – это не просто захватывающий сюжет или эпизод из жизни какой-то семьи. Это погружение в полноту человеческого существования, настоящее кино, которое дышит и живет своей собственной жизнью. Каждый персонаж – это воплощение реальности, с неповторимым характером, убеждениями, надеждами и изъянами. Здесь нет разграничения на героев и злодеев, только люди, живущие своими жизнями, верящие в свое предназначение. Не стану разглашать тайны сюжета, но финал второго сезона затронул меня до глубины души, оставив неизгладимое впечатление. Этот фильм не просто о ультраортодоксальной жизни; это глубокое и трогательное повествование о Любви – той силе, которая объединяет нас всех. Кино задает важные вопросы: кто мы есть на самом деле, зачем мы живем, что действительно ценно в этой жизни? Не нужно разделять стереотипы о ортодоксах, чтобы оценить глубину этого произведения. Оно показывает нам не просто чуждых по менталитету людей, которых мы можем осудить или назвать странными за их ограниченность. Мы видим себя в этих людях, сопереживаем им, понимаем их стремления и сомнения. В сущности, несмотря на все различия, мы все – люди, с одинаковыми желаниями, надеждами и страхами. И этот фильм – дань этому универсальному моменту человеческого существования.
Каким-то невероятным образом, я заново открыла для себя радость просмотра сериалов. Перед моими глазами разворачивается очередное израильское произведение искусства, шедевр, который своим неповторимым духом возвышается над всем остальным. Израильтяне обладают собственной уникальной школой кино, которая не похожа ни на что другое. В этом сериале мы получаем возможность прикоснуться к тайному миру ортодоксальных евреев – жизненной системе, словно отдельного государства в государстве. Нам прозрачно и бережно открывается завеса над их миром, его укладом, обычаями и традициями. Сюжетная линия захватывает дух своей глубиной и мастерством исполнения: сценарий пронизан остротой мысли и ювелирной точностью, режиссура – безупречной красотой и эмоциональной выразительностью, а игра актеров – поражает искренностью и талантом. Иерусалим, как символ древности и вечного очарования, становится не просто декорацией, а живым персонажем этого повествования. Мы следим за судьбами одной семьи на протяжении нескольких поколений. Прадед отца главного героя, приехавший в Израиль из Минска, положил начало роду, процветающему уже пять поколений на земле обетованной. Каждая глава этой истории – жизненные перипетии, радости и горести, любовь и верность, которые сплетаются в единый увлекательный лабиринт. И именно эта родственная связь – мощный щит, защищающий их от любых внешних бурь и невзгод. Погрузитесь в этот сериал, насладитесь его многослойностью, откройте для себя новый мир и ощутите глубину человеческих связей.